История У-2/По-2
По-2 или У-2 — советский многоцелевой биплан, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1927 году. Один из самых массовых самолётов в мире.
Самолёт имел разговорное название «кукурузник», так как ещё до войны активно использовался в сельском хозяйстве для обработки посевов удобрениями и пестицидами. Немногие летательные аппараты в истории авиации могут похвастаться двумя основными показателями успешной эксплуатации и популярности проекта:
1) долгосрочный (обычно десятилетие) срок службы;
2) большой уровень производства / общее количество.
По-2 Поликарпова советской эпохи справился с с этой задачей. Производство, охватывающее период с 1928 по 1952 год, дало от 20 000 до 40 000 единиц самолетов (источники не уверены). С таким охватом По-2 продолжил здоровую и долгую службу в карьере, занимая самые разные нищи — это универсальность, обеспечивающая кодовое название НАТО «Мул». В СССР он был известен просто как «Кукурузник».



По-2 был выполнен в традиционном двухместном крылатом самолетом. Персонал сидел в по очереди, в кабинах под открытым небом, с пилотом спереди и наблюдателем- пулеметчиком сзади. Основание самолета было организовано в типичном формате биплана с надставкой, в котором имелись распорки, применяемые тросы для обеспечения поддержки / контроля над поверхностью и демонстрационные одиночные отсеки. Двигатель был установлен на носовой части обычным способом и приводил в движение двухлопастный винт. Хвостовая часть держала один закругленный вертикальный плавник с низко расположенными горизонтальными плоскостями. Ходовая часть была зафиксирована на месте под пилотом и держала два резиновых посадочных колеса, в то время как хвостовая часть поддерживалась простой конструкцией рамы. Это давало По-2 довольно отличные характеристики на неровном поле. В дополнение к этому, По-2 был отмечен за его мощные возможности короткого взлета и посадки, а та же обладал простотой конструкции.
Поликарпов, в конечном итоге ставший легендарным конструктором в авиации советских времен, намеревался разработать собственное решение для замены линии старения британских бипланов Avro 504, эксплуатируемых во всем мире с 1913 года. Первая мировая война (1914-1918) обеспечила место этого самолета в История авиации, но ее время пришло и ушло к 1920-м годам. Искали современную замену с таким же низким уровнем риска. Первый полет в форме Po-2 был проведен 24 июня 1927 года, и испытания продолжались до 1928 года, когда завершалась подготовка самолета к производству. Вступление в службу началось в 1929 году с поставок с ленинградских заводов.




Самолет хорошо зарекомендовал себя в бурный межвоенный период, когда он обслуживал как военные, так и гражданские рынки. Он был втянут в военную службу с приходом Второй мировой войны в сентябре 1939 года и использовался для обороны Одессы в августе-октябре 1941 года — после вторжения Германии в Советский Союз (июнь 1941 года). К этому времени самолет был полностью оборудован, чтобы сбрасывать легкие бомбы (6 х 110-фунтовых бомб) и при необходимости мог использоваться в качестве штурмовика. Задняя кабина обычно оснащалась стандартным советским пулеметом калибра 7,62 мм для самообороны. Помимо своей атакующей роли, самолет представлял собой солидную разведывательную платформу. Из-за своей малой скорости и низколетящих полётов ПО-2 оказалось очень трудно сбивать истребителям противника. Самолет выполнял множество задач на этапе войны, падении Берлина, которое навсегда положило конец конфликту в Европе.
Перенесемся через несколько лет к началу Корейской войны (1950-1953 гг.). ПО-2 все еще были в игре, на этот раз для Северокорейских ВВС (Корейских Народных ВВС). Как и Советы, северокорейцы эксплуатировали свои самолеты ПО-2 в дерзких неожиданных атаках ночью, часто поражая свои цели врасплох. Как и немцы во Второй мировой войне, американцы в Корейском конфликте также нашли ПО-2 трудной целью для того, чтобы сбить его с режима медленного и низкого полета. Во время войны ПО-2 был признан единственным бипланом, сбившим реактивный самолет, это американский Lockheed F-94 Starfire, который замедлился до скорости чуть более 160 км в час. ПО-2 также стал единственным самолетом, сбитым Дугласом A-1 Skyraider во время войны 16 июня 1953 года.
Вариантов ПО-2 оказалось достаточно, начиная с начального обозначения ПО-2. U-2 использовался для обозначения двухместных тренировочных бипланов, и в этой группе было множество модификаций. По-2 выполнял роль VIP-транспорта, являясь воздушной машиной скорой помощи, платформой для связи с персоналом, аэрофотосъемкой и даже был переоборудован для работы на воде с помощью плавающего оборудования. Пилоты летали в диапазоне от Албании и Болгарии до Турции и Югославии.
Модификации самолёта
У-2ЛШ — лёгкий штурмовик; большое количество предвоенных самолётов было переделано в этот стандарт; вооружён одним пулемётом ШКАС калибра 7,62 мм, имел крепления для 120 кг бомб плюс рельсовые направляющие для четырёх реактивных снарядов РС-82.
У-2ЛНБ — лёгкий ночной бомбардировщик, производился начиная с 1941 г.
У-2ВС — основной самолёт связи советских ВВС, также использовался старшим командным составом; более 9000 экземпляров находилось на службе в 1945 г. под новым обозначением По-2ВС.
У-2АП — сельскохозяйственная модификация на который устанавливался аэроопылитель для распыления удобрений и ядохимикатов.
У-2М — выпущенный небольшой серией гидросамолёт.
У-2СП — трёхместный (2 пассажира) самолёт специального применения.
У-2Л — вариант с комфортабельной закрытой кабиной.
У-2С (С-1) — самолёт санавиации с отсеком для больного на носилках в фюзеляже (1934—1938 гг., М-11А).
С-2 — вторая версия самолёта санавиации (1940—1945 гг., М-11Д)